Назаршо Назаршоев
На южных рубежах Восточной Бухары

          Восточная Бухара – географический термин, определяющий территорию современного Центрального и Южного Таджикистана до 1924 года, т.е. до национально-государственного размежевания в Средней Азии.

          После завоевания Россией Средней Азии в 60-80-е годы XIX века в этот отсталый в общественно-политическом отношении край начали проникать элементы капиталистических производственных отношений, которые оказали большое влияние на экономическую и политическую жизнь среднеазиатских государств – Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Потребности русской буржуазии в развитии российского промышленного производства и торговли стимулировали ее стремление к превращению среднеазиатских земель в колонии, созданию на этих территориях новых рынков сбыта и источников сырья.

          Однако отсутствие российского таможенного надзора в среднеазиатских государствах наносило большой ущерб русской торговле в крае, поскольку, упразднив здесь в 1868 году таможню как государственную структуру, созданную после образования Туркестанского генерал-губернаторства в 1867 году, Россия тем самым открыла границы для беспошлинной торговли английскими товарами на среднеазиатском рынке. Поняв ошибочность принятого ранее решения, в 1881 году исполняющий делами Туркестанского генерал-губернатора генерал-лейтенант Колпаковский учредил "Положение о таможенном надзоре", сущность которого заключалась в том, чтобы воспрепятствовать провозу английских товаров через границу, создав тем самым благоприятные условия для торговли российскими товарами в среднеазиатских ханствах. Быстрыми темпами набирал обороты и обратный процесс – Средняя Азия превращалась в сырьевую базу для поставки в Россию хлопка-волокна. Этому способствовала введенная еще в 1878 году пошлина на ввозимый из-за границы хлопок, в том числе и из США, в 40 копеек с пуда, а к 1900 году пошлина поднялась уже до 4 рублей 15 копеек. Такая таможенно-тарифная политика царского правительства придала мощный импульс развитию хлопководства в Средней Азии. С конца 80-х годов вывоз хлопкового волокна из этого края в Россию начал резко возрастать: если в 1888 году было вывезено 873 тысячи пудов, то уже через два года – 2 673 тысяч пудов. Беспошлинно разрешено было ввозить из Индии через Афганистан только чай, индиго и кисею.

          В 1882 году таможенный надзор в Средней Азии был сформирован из таможенных постов, в том числе в Амударьинском отделе – 3 поста, в Зерафшанском округе – 5 постов, в Сырдарьинской области – 19 постов.

          Для социально-экономического развития среднеазиатских государств, Россия приступила к строительству разветвленной сети коммуникаций: в 1880-1888 гг. была построена Закаспийская железная дорога (от восточного побережья Каспийского моря до Самарканда); в 1887 году открылось пароходное движение по Аму-Дарье, сначала от Чарджуя до Керки, затем – и до Термеза; в 1888 году развернуто почтово-телеграфное сообщение от Хивы до Термеза.

          В 1894 году все посты таможенного надзора организационно вошли в два таможенных округа: Закаспийский и Туркестанский.

          Одновременно с ведением таможенного надзора, в 1882-1896 гг. начался процесс организации пограничной стражи на участке бухарско-афганской границы. Границу по Пянджу и Аму-Дарье в это время охраняли регулярные части, состоявшие из пехоты и казаков, сведенные в линейные батальоны. В 1886 году в Чарджуе был сформирован первый русский гарнизон, численностью 1200 человек. В этом же году для охраны бухарско-афганской границы был сформирован гарнизон в Керки.

          С целью исследования судоходства по реке Аму-Дарья, летом 1893 года лейтенант русского Императорского флота Вашкевич был откомандирован с Каспийского флота, где он служил, в Туркестанский округ. Прибыв в Чарджуй, он с небольшой командой на плоскодонном судне, на котором были установлены две паровые машины, отплыл в Сарай (нынешний Пяндж), и через 12 дней экспедиция достигла места назначения. На следующий год, летом 1894 года, уже на двух плоскодонных суднах несколько офицеров преодолели речной путь от Чарджуя до Сарая. Окончательное положительное решение по использованию Аму-Дарьи, как средства водного сообщения, принял адмирал русского Императорского флота Батурин, который на весельном судне вместе с четырьмя офицерами и отдельной командой в сентябре 1894 года в течение 16 дней проплыл вверх по Аму-Дарье от Чарджуя до Файзабада (нынешняя пограничная застава "Файзабад-Кала" Пянджского погранотряда), преодолев расстояние более чем в 600 км.

          В 1896 году на территории Туркестанского таможенного округа была сформирована 31-я Амударьинская пограничная бригада со штатом 915 военнослужащих, которая вошла в состав 7 пограничного округа Отдельного корпуса пограничной стражи. До 1910 года в бригаде также проходили службу вольнонаемные джигиты из числа местного населения.

          Штаб Амударьинской бригады располагался в Патта-Гиссаре (Новый Термез), на расстоянии 1,2 км от берега Аму-Дарьи. На участке 11 гектаров, отведенном безвозмездно эмиром бухарским Саидом Абдулахадом под строительство штаба бригады, раскинулся целый военный городок. В нем были построены большой парк с высаженными плодовыми и декоративными деревьями, меж которых вышагивали павлины, искусственный пруд с плавающими лебедями, скромная, но весьма красивая, оригинальной архитектуры, из жженого кирпича, церковь. Кстати, это была первая построенная церковь на участке Амударьинской бригады (вторая церковь была построена в 1907 году в Сарайском отделе). Кроме того, здесь также располагались 30 небольших домиков для офицеров, священника, двух врачей, а также бригадный лазарет, офицерское собрание и баня. В двух километрах от городка возведены большие казармы для личного состава.

          Все это было построено под руководством первого командира бригады полковника М.М.Костевича в течение четырех лет.

          Амударьинская бригада делилась на четыре отдела (штаб 1 отдела располагался в Чарджуе, 2 отдела – в Патта-Гиссаре, 3 отдела – в Сарае, 4 отдела – в Йоле), в которых насчитывался 51 пост, в том числе 15 – обер-офицерских. Каждый обер-офицер командовал 3-4 унтер-офицерскими постами. Посты, находящиеся под командованием обер-офицера, составляли отряд. 3-4 отряда, находящиеся под командованием штаб-офицера, составляли отдел.

          На современном участке Пограничной группы ФПС России в Республике Таджикистан (Пянджский, Московский и Калай-Хумбский пограничные отряды) были сформированы следующие посты пограничной стражи: "Овражный", "Айвадж", "Хошма", "Тахта-Куват", "Вахш" (у слияния Вахша и Пянджа; через Вахш переправлялись на стальном пароме, который обслуживала отдельная команда), "Ак-Тепе", "Нижне-Пянджский", "Караул-Тюбе", "Файзабад", "Сарай", "Средне-Пянджский", "Пянджский", "Ак-Джар" (напротив р.Кокчи), "Кызыл-Су", "Пархар", "Чубек", "Богорак", "Йол", "Хирманджоу", "Парвар", "Шагон", "Калай-Хумб". Посты располагались на расстоянии 10-15 километров друг от друга. Только между постами "Шагон" и "Калай-Хумб" расстояние было более ста километров. В 1900 году в Калай-Хумбе пост был снят, ввиду труднодоступности района для подвоза продовольствия, фуража и вещевого имущества. И только спустя два десятилетия, т.е. после установления Советской власти в Калай-Хумбе в 1921 году, здесь был вновь сформирован пограничный пост.

          В "Айвадже", "Нижне-Пянджском", "Чубеке" и "Йоле" одновременно с постами пограничной стражи располагались и таможенные посты.

          Посты пограничной стражи располагались в тех местах, где наиболее вероятны были акции совершения контрабандных сделок – около пристаней, на мелководье, на пересечениях главных дорог. В то же время из Афганистана переправлялись не только контрабандисты, но и разбойничьи шайки, которые занимались грабежом местного населения, захватом заложников, уводили скот, а кто оказывал сопротивление, того убивали. Пограничники, своевременно оповещенные об этих акциях, решительно пресекали эти действия.

          Большую работу по качеству закладки постов провели инженеры, которые, используя рельеф местности, умело возводили фортификационные сооружения. Современников не может не удивлять правильность выбора месторасположения старых постов, на месте которых стоят нынешние заставы. Все это говорит о том, что русские офицеры, проведшие рекогносцировку местности в конце XIX века, оптимально определили рациональность их заложения.

          Посты строили, в зависимости от места расположения, из сырцового кирпича или из камня, без деревянного пола. Дерево приходилось завозить из Сибири, поэтому оно стоило очень дорого. Посты Йольского отдела считались самыми благоприятными в санитарном отношении (горный воздух, чистая вода, щадящее солнце в летний период, прекрасная охота), поэтому сюда стремились попасть служить большинство офицеров и нижних чинов.

          Пограничная дорога, проложенная русскими инженерами от Термеза до Шагона, а затем и до Калай-Хумба, представляла собой цепь труднопроходимых препятствий. Военнослужащим приходилось ехать верхом, преодолевать водные переправы, взбираться пешком или карабкаться ползком, преодолевая горы, пески, болота, скалы и пропасти.

          В камышовых зарослях вдоль берега Пянджа пограничников подстерегала другая опасность. Здесь в больших количествах проживали бенгальские тигры, барсы, камышовые рыси, кабаны и другие дикие животные. Очень много водилось змей, в том числе кобры, гюрзы, гремучие змеи, песчаные эфы, а также скорпионы, фаланги, каракурты. Бенгальские тигры обладали огромной силой – одним ударом лапы они убивали лошадь, разбивая ей крестец. В горах, в арчовых зарослях, нередко можно было встретить медведей.

          В целях безопасного передвижения по участкам Сарайского и Йольского отделов были созданы специальные охотничьи команды из пограничников, которые отстреливали хищников. Цена тигровой шкуры, в зависимости от ее качества, составляла 25-50 рублей, стоимость крупных экземпляров доходила до 75 рублей (мужской костюм в то время стоил 8 рублей, пальто – 11 рублей).

          Для передвижения от Сарая до Термеза пограничниками использовался и водный вид транспорта, в том числе и на паровой тяге. Известно, что в 1900 году первый командир ОКПС генерал от артиллерии Александр Дмитриевич Свиньин (находился в должности с 1893 по 1908 гг.) совершил инспекторскую поездку по участку Амударьинской бригады от Чарджуя до Файзабада, находящегося в 17 километрах вниз по течению от Сарая, на небольшом пароходе Амударьинской флотилии.

          В 1912 году 7 пограничный округ в целом и Амударьинскую бригаду в частности также с инспекторской проверкой посетил второй командир ОКПС генерал от инфантерии Николай Аполлонович Пыхачев, который прослужил в этой должности с 1908 по 1917 гг.

          Целью инспекторских проверок со стороны командования ОКПС являлось определение способности Амударьинской бригады выполнять служебно-боевые задачи в соответствии с предназначением.

          Служба и бытовые условия военнослужащих в Амударьинской бригаде были тяжелейшие. Жизнь в полном смысле безотрадная, превосходила самые мрачные представления, многих она доводила до отчаяния – слабая коммуникационная сеть (летом почта приходила раз в неделю, зимой – раз в две недели), крайняя малочисленность русскоязычного населения на участке бухарско-афганской границы, отчужденность по отношению к местному населению, отсутствие светских школ, культурных и общественных учреждений, неустроенность быта, массовая инфекционная заболеваемость. В летнее время удельный вес военнослужащих больных малярией доходил до 50 процентов.

          Кроме того, местный климат оказывал губительное воздействие на физическое здоровье и психологическое состояние людей, прибывших из европейской части России. Они быстро старились, особенно женщины, жены офицеров. У них появлялась преждевременная седина и морщины. Два года жизни на бухарско-афганской границе психологически подводили женщин к безысходности и апатии к окружающему миру.

          Но особенно страдали и хуже всего переносили среднеазиатский климат дети, не только привезенные в эти края, но и родившиеся здесь. Малярия и желудочно-кишечные недуги приводили преждевременно к летальному исходу большинство заболевших детей, преимущественно в летнее время, когда климат становился наиболее благоприятным для жизнедеятельности комаров, а вода, насыщенная различными бактериями и микроорганизмами, становилась наиболее губительна.

          Несмотря на неблагоприятную эпидемиологическую обстановку и тяжелые условия несения службы, пограничники Амударьинской бригады проявляли твердость характера, крепкую волю и самоотверженность, чтобы с честью выполнить служебно-боевые задачи. Так, в 1907 году в Туркестанском таможенном округе было задержано контрабанды на 12,5 тысяч рублей, тогда как в Бакинском округе – на 6,3 тысяч, в Батумском – на 2,4 тысячи рублей. На долю пограничников в среднем приходилось 62 процента задержанной контрабанды.

          Учитывая результативность служебно-боевой деятельности 7 пограничного округа, командованием ОКПС было принято решение об увеличении штатов Амударьинской бригады за счет бригад Кавказского пограничного округа. К началу ХХ века штат Амударьинской бригады был увеличен дополнительно на 6 штаб-офицеров, 25 обер-офицеров, 4 врачей, 10 субалтерн-офицеров, более 900 нижних чинов, 505 лошадей. В 1913 году на бухарско-афганской границе был дополнительно сформирован Богоракский отряд пограничной стражи за счет Репидского отряда 22-й Измаильской бригады.

          Так была проведена демаркация Государственной границы на юге Восточной Бухары, создана инфраструктура ее жизнеобеспечения, запущен механизм охраны границы, который в последующие годы получил дальнейшее развитие.

Информационные источники:

          Белявский. Материалы по Туркестану. - СПб., 1884.

          Грулев М. Соперничество России и Англии в Средней Азии. – СПб., 1909.

          Логофет Н.Д. На границах Средней Азии. – Кн.III. – СПб., 1909.

          Плеханов А.М. Отдельный корпус пограничной стражи. – М., 1995.

          Шапиро Б. Наши пограничные окраины в Средней Азии.– СПб., 1901.

Полковник Назаршоев Н.М.,
доктор исторических наук,
Пограничная группа ФПС России в РТ


Выражаем искреннюю признательность за предоставленную работу капитану ФПС России Виктору Летову (фото) из Душанбе!



             © WebMaster 2001-2003 Андрей Николаев



Hosted by uCoz