“Труд-7”
14 декабря 2000 года Работы художника Дмитрия
Дидоренко только за
последние несколько лет
выставлялись в Москве,
Санкт-Петербурге, Осаке,
Бостоне, Мюнхене,
Нюрнберге, что само по себе
удивления не вызывает.
Необычно другое – в 1991
году
двадцатичетырёхлетний
художник полностью
лишился зрения…
- Я ведь точно знал,
что в этом капонире
неучтённых мин нет. Мы всё
там облазили с
миноискателем, –
рассказывает Дмитрий. – А
она, видимо, выбилась из
глубины воронки, где
остальные мины
обезвреживали, и
притаилась. Когда я снял
оцепление, и мы с ребятами
пошли смотреть, что и как,
вижу: лежит она и, будто
собака, зубы скалит.
Чувствую: вот-вот
взорвётся, уже поползли
мелкие трещинки. А дальше
– как в замедленной
съёмке: я на неё прыгаю, но
не долетаю пол-метра. Меня
отбрасывает взрывной
волной, ребят тоже. Но они
встают, а я нет. Вижу себя
со стороны, лежащего, будто
кричу парням: не трогайте,
ему же больно. А потом
медленно так возвращаюсь в
своё тело.
Пилотка – в клочья,
дерево за мной сломалось
пополам. 78 осколков в тело
вошло, два из них –
навылет. Потом врачи и
военные сапёры, которые
приехали разбираться,
говорили, что после такого
выжить нельзя.
- Дима, а всё-таки,
почему тебя потянуло
заниматься таким рисковым
делом? Ты что, в армии
сапёром был?
- Нет, сначала служил в
Прибалтике, потом под
Москвой в резерве
Генштаба, где все солдаты с
высшим образованием. А
потом был “Поиск” –
харьковский центр
патриотического
воспитания, куда приходили
те, кто “вдоволь не
настрелялся”, но военное
дело знал. Мы искали
взрывоопасные предметы,
останки солдат (и наших, и
немецких) – их до сих пор
находят тысячами. Я и
сейчас числюсь
инструктором “Поиска”.
Многие ребята это дело не
бросили. Да и я бы не
бросил, если б не ранение…
- Может быть,
стремление быть “на
передовой” – это у тебя
фамильное? Сужу по
картинам, по аннотациям к
ним. В своих работах ты
даже прадедов вспоминаешь,
которые были военными.
- Да, один прадед по
матери в начале века возил
почту из Тифлиса в Грозный,
а это и в те времена было
занятием опасным. Прадед
по отцу бился на фронтах в
первую мировую войну,
дослужился до хорунжего,
имел медаль “За
храбрость”, два
георгиевских креста, затем
весь бант. А в тридцатых
его осудили как классового
врага. Дед Пётр
Григорьевич оборонял
Москву, а в конце войны
въехал в Берлин на
“тридцатьчетвёрке”, как
на белом коне.
Я часто об этом думал,
когда работал над
графической серией
“Русская тема”: “Три
наших защитника – это
спокойствие, терпение и
уверенность”. Защита
Отечества – дело святое, а
война сама по себе –
большая глупость. Так
думают все нормальные люди
на свете. Особенно те,
которые на войне потеряли
близких. В Германии меня
привечали родственники
командира подводной лодки,
который погиб в Балтийском
море от нашей торпеды. И
того немецкого офицера,
который не вышел из
советского концлагеря.
У нас за упокой
умерших ставят свечки, а
они готовы оплатить
кому-то счёт за операцию в
лучшей глазной клинике
Германии.
- Когда же состоится
операция?
- Это зависит не от
меня и не от них.
Амбулаторную компьютерную
карточку пациента я уже
получил и если бы захотел
просто увидеть свет или
очертания предметов, за
этим бы дело не стало. Тем
более, что нервы глазные
сохранились. Но мне вялое
зрение ни к чему, я
обхожусь без него. Я хочу
видеть, как раньше. Вот
только появится
технология, позволяющая
добиться радикального
результата, и я соглашусь
на операцию.
- Правда ли, что у
твоих близких были похожие
драмы с потерей зрения?
- Правда. Двоюродный
прадед стал незрячим в
Цусимском сражении, но
сумел выплыть и не
потеряться в жизни. Два его
сына погибли в Великую
Отечественную. Ещё один
родственник сравнительно
недавно работал на
металлургическом заводе и,
когда в цех привели
экскурсию школьников,
защитил их от брызг лавы.
Ослеп, но тоже не сдался,
стал педагогом высшей
школы, даже диссертацию
защитил.
- А к тебе когда
пришла мысль вернуться к
профессии художника?
- Осенью 1991 года,
месяца через два после
ранения. Позвонил старый
друг, предложил устроить
выставку прежних работ. А
почему, собственно, только
прежних? И назвал новую
работу “Самый длинный
путь начинается с первого
шага”. Но тогда к кистям
ещё не притрагивался,
работал пером и тушью.
Только на пятнадцатой
картине увидел цвет и
понял, что я владею
краской, а не она мной.
Собственно, и по жизни так
должно быть у каждого
человека, иначе все
неудачи можно на судьбу
списать, как-будто он,
человек, тут не причём.
Знаете, чему я за
последние годы больше
всего радовался? Когда
получил звание лауреата на
конкурсе художников имени
Куинджи. Не самому
лауреатству, а тому, что
конкурс проходил под
девизами и жюри не знало,
что среди авторов есть
незрячий.
- Тебе сейчас сны
снятся?
- Ещё какие! Яркие,
цветные, звонкие, даже с
запахами. Я часто теряюсь,
где сон, где реальность. Не
думаю, что Бог дал человеку
просто так проспать треть
жизни. Это раньше мои сны
были похожи на фильмы
ужасов, а с тех пор как
вернулся к рисованию (по
специальности ведь я
дизайнер), вполне могу ими
управлять. По сну можно
перемещаться быстрее, чем
на машине, попасть в нужное
место и видеть, что
захочешь.
- Твоя картина “Тема
сна” – об этом?
- Я этот сон регулярно
вижу: на большом пустыре –
арка с воротами. Забора
вокруг нет, но обойти эту
арку я почему-то не хочу.
Иду прямо под неё и будто
вступаю в другое состояние
знания. Это – некий ритуал,
потому что дальше сон
заканчивается. И я понимаю,
что всё идёт правильно, что
бояться нечего.
- Почему ты
заговорил о страхе? Ты же
не побоялся накрыть собой
мину.
- Если идёшь по
тонкому льду, то боишься
провалиться. А есть люди,
которые ходят по траве, и
травинки под ними не
гнутся. Нас с детства
приучили, что огонь жжёт,
лезвие режет – это
обыкновенный страх. Когда
я сажусь за стол работать,
у меня нет страха, что
нарисую не так, как надо.
Срабатывает внутреннее
зрение. Я не только знаю, в
каком месте у меня
находится нужная краска,
но и вижу всё пространство
картины. Будто телевизор
включил – сначала на нём
рябь, полосы, а потом
возникает чёткая картинка.
Это и есть внутреннее
зрение, дальше мне никакой
поводырь не нужен.
Меня часто
спрашивают, как другие
органы реагируют на то, что
я перестал видеть.
Предлагают что-то
понюхать, пощупать. Но за
девять лет после ранения я
не стал по-другому ощущать
запахи, звуки. Получаю всю
информацию через
внутреннее зрение.
Подсказка, совсем
небольшая, нужна, но потом
эта сжатая информация
расползается в сознании,
как лужица на полу.
Мне ведь всякое
предлагали – и книги с
выпуклым шрифтом, и
собаку-поводыря, и палку. А
я предпочитаю красивых
девушек. Уверен: когда
инвалиды растворяются
среди полноценных людей,
они чувствуют себя лучше,
чем объединившись в
артель. Поэтому я и
зарабатываю себе на хлеб
самостоятельно. Конечно,
можно попросить деньги для
выпуска комплекта
открыток у спонсора, но
если и получишь десятую
часть требуемой суммы, то
всё равно будешь
чувствовать себя
униженным и долго ходить с
их рекламой на лбу.
У меня много всяких
“корочек” российских и
украинских творческих
союзов. Вот если бы мне
английская или испанская
королева вручила
какой-нибудь орден,
чиновники, уверен, с
гордостью говорили бы, что
это они меня вырастили. Но
пока квадратный метр
выставочной площади в
Москве стоит пол-сотни
баксов, добывать эти
деньги тоже приходится
самому. Поэтому я и говорю
“до свиданья” тем, кто
пытается меня учить, в
какой технике работать,
какие темы и краски
выбирать, почём продавать
свои работы. Сейчас из
двухсотпятидесяти картин
у меня осталось только
пять. Наверное, выгляжу
неуживчивым, но директоров
я не любил ещё со школы.
Зато всегда ценил друзей. У
меня для них всегда есть
время, хотя работаю 10-12
часов в сутки.
- Не я один обращал
внимание на библейскую
афористичность твоих
предисловий к картинам,
особенно в серии “Житель
планеты Ди”: “Моя броня и
кольчуга подарены
Спасителем”, “В бою
крещён и не побеждён”.
Есть ли в твоей жизни
религия?
- Я – христианин, но не
ортодоксальный. Не люблю
теорий, которые не
работают. Не люблю людей,
которые хватают за локти и
пугают концом света. Вся
моя религия – это моя
жизнь. Живая жизнь! Если
это кому-нибудь полезно и
интересно – смотрите мои
картины. А для себя я уже
давно решил: нужно учиться
давать людям то, за чем они
к тебе приходят.
Ознакомиться
с работами Дмитрия
Дидоренко можно на персональном
сайте
художника.
© WebMaster
2001-2003 Андрей
Николаев
|